-OST-LAND- Дальневосточный форум моделистов всех направлений. Forum modelers all directions F–E.

Добро пожаловать на молодой, развивающийся форум масштабного моделизма! Welcome to the young, developing large-scale modeling forum!
Текущее время: 31 окт 2020, 16:38

Часовой пояс: UTC + 10 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Эволюция автомобильных красок
СообщениеДобавлено: 06 дек 2013, 10:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2011, 14:38
Сообщений: 41
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Нашел в инете очень интересную статью. Думаю не всем она нужна, но те кто занимается автомобилестроением пригодиться.

(Журнал "Новости АВТОремонта", июнь 2004 г.)


Михаил КАЛИНИН
Дмитрий ЕЖОВ

Как бы пафосно это ни звучало, но автомобильные краски за свою более чем столетнюю историю действительно прошли грандиозный путь эволюционного развития. В предыдущем номере нашего журнала мы обозначили основные этапы, с которыми это развитие связано. Тогда же мы рассказали и об основных особенностях конвейерной и ремонтной окраски автомобилей. Поэтому сегодня, на наш взгляд, имеет прямой смысл более подробно поведать о том, что же именно изменилось в авторемонтных эмалях, как они классифицируются в настоящее время и чем отличаются приемы работы с каждым типом эмалей.

А начнем мы, пожалуй, с алкидных материалов, которые ни много ни мало, а почти 40 лет просуществовали на автомобильных производствах.

Алкидные материалы
Алкидные эмали изготавливаются на основе алкидных смол. Это синтетические смолы, продукты поликонденсации многоосновных карбоновых кислот с многоатомными спиртами, высоковязкие жидкости. Наиболее распространены алкидные смолы, получаемые из фталевой кислоты и глицерина или пентаэритрита, называемые соответственно глифталевыми смолами (глифталями) и пентафталевыми смолами (пентафталями). Применяются главным образом для приготовления алкидных лаков.
Алкидные лаки — растворы алкидных смол (часто их смесей с карбамидными смолами или с другими полимерами) в органических растворителях. Образуют антикоррозийные и атмосферостойкие покрытия. Применяются для защиты дерева и металла, а эмалевые краски и грунтовки из алкидных лаков — для отделки транспортных средств.
До сих пор алкидные лаки — широко распространенный вид лакокрасочной продукции, вот только из авторемонтной отрасли они безвозвратно ушли. Те, кто сталкивался с алкидными эмалями на практике, наверняка хорошо помнят все их недостатки. Но главным стимулом к вытеснению этих эмалей с рынка стала все же их высокая токсичность, которая сильно не устраивала природозащитные организации. Это, наверное, один из немногих случаев, когда интересы экологов и авторемонтников пересеклись (хотя последним-то, конечно, глубоко все равно, насколько экологически вредны или безвредны используемые ими материалы, главное, чтобы с ними было удобно работать).
Алкидными же эмалями работать было не совсем удобно. Как их ни модифицировали, как ни совершенствовали, существенных улучшений добиться так и не удалось. В них добавляли кислотные растворители, но кислота фактически разрушает структуру материала, при полимеризации молекулярные решетки сшиваются вообще бессистемно. Молибденовые присадки, делающие решетку более напряженной, ускоряют сушку эмалей, но за счет того, что твердость материала набирается резко, сколообразование увеличивается в той же пропорции.
Более того, алкидные смолы после синтеза приобретают желтоватый оттенок, причем ярко выраженный, не поддающийся полной оптической очистке. Поэтому при колеровке приходилось делать значительные корректировки, что существенно усложняло процесс работы с этими материалами.
Ну и, наконец, самый большой минус алкидных эмалей по сравнению с современными материалами — крайне долгое время полимеризации. Ведь первичное высыхание алкидных материалов происходит только за счет испарения летучих веществ из лакокрасочного материала, которое и приводит к сшиванию молекул связующего в молекулярные цепочки. После высыхания образуется достаточно тонкая пленка, поскольку эти материалы содержат большое количество растворителя.
Но по окончании полимеризации, всех ее этапов и циклов, по всем физическим и декоративным свойствам (твердость, глянец и т. д.), алкидные эмали, в принципе, вполне сравнимы с акриловыми, большой разницы между ними нет. Хотя все эти свойства алкидная смола приобретает не за час и не за два, а за дни и месяцы.
Проблема в том, что первичная полимеризация, наблюдаемая при сушке, окончательно завершается только под воздействием воздуха, тепла и ультрафиолетового излучения через довольно-таки продолжительное время. Ремонтная окраска — это же не конвейер, когда в газовой или инфракрасной печи, единовременно разогретой до + 180–200 оС, полимеризация протекает стремительно. В ремонтной мы себе такого позволить не можем. Присутствующие на кузове автомобиля пластмассы, полиэфирная шпатлевка и т. д. держат максимум + 90 оС (при + 90 оС полиэфир распадается, в заводских же шпатлевках связующие делаются из других, более стойких к высоким температурам материалов).
Так что, как видим, высокая токсичность — не самое большое зло, исходящее от алкидных лаков, по крайней мере для авторемонтников — в любом случае находиться рядом с только что покрашенной машиной никто долго не намеревается. Да это вряд ли и удалось бы: пары алкидных смол настолько едки, что поле покраски надо пулей вылетать из камеры, чтобы не задохнуться.
Все эти минусы и привели к созданию революционного (уж если начали с пафоса, пафосом и продолжим) материала. Мы начали знакомиться с ним в начале 90-х, хотя во всем мире он используется уже лет 30.

Акриловые материалы
Акриловые лаки (полиакриловые лаки) — растворы полиакрилатов или их производных в органических растворителях. Образуют свето-, атмосферо- и водостойкие покрытия с хорошей адгезией к металлу. Их применяют для антикоррозийной защиты алюминия и его сплавов, эмалевые краски на основе акриловых лаков используют при отделке самолетов, автомобилей и т. д.
Так чем же революционен акрил? Да тем, что полимеризуется он по совершенно иной схеме, нежели алкидные материалы. Алкидные материалы однокомпонентны (1-К), поэтому полимеризуются под воздействием окружающей среды. Здесь же мы имеем двухкомпонентный материал (2-К), поэтому процесс полимеризации перестает зависеть от огромного количества неподконтрольных нам факторов.
Это приводит к тому, что мы получаем возможность значительно сократить время полного сшивания полимерных цепочек. Считается, что необратимые изменения во всех акриловых эмалях при сушке в естественных условиях, т. е. при температуре около + 20 оС и нормальной влажности около 80 % завершаются за 10, максимум 12 часов. Твердость затем набирается еще в течение нескольких суток, в зависимости от того, чем модифицирована эмаль. Чистое акриловое связующее при + 10 оС полностью отвердевает за 2–3 суток. А если оно модифицировано полиуретаном, то за 7–10 суток.
Так происходит потому, что сшивание молекулярной цепочки акриловой эмали осуществляется, в отличие от алкидной, не естественным путем, а за счет добавления отвердителя. Полимеризацию двухкомпонентных материалов обусловливает исключительно химическая реакция между связующим (акриловой смолой) и отвердителем (именуемом в умных книжках не иначе как полиизоционат). Растворитель в этом случае добавляется только для получения требуемой вязкости.

Естественная сушка на акриловых материалах влияет только на набирание твердости. То есть эмаль гарантированно высохнет за 10 – 12 часов, но твердость она наберет за более долгий промежуток времени, чем если бы ее сушили в камере.

Сегодня у многих производителей есть линейки продукции, в которых растворителя нет вообще. Более того — он там и не нужен, его не надо туда добавлять. Это современные высоконаполненные UHS-материалы(в некоторых системах VHS-материалы), наносимые одним толстым слоем (классификацию материалов по наполненности мы рассмотрим ниже). Их вязкость закладывается фактически уже при производстве и соответствует оптимальным условиям покраски (под оптимальными условиями покраски здесь и далее подразумеваются следующие — температура воздуха + 20 оС, влажность 80 %). Иностранные производители не сомневаются, что мы будем их соблюдать, что у нас имеются камеры и подготовленные, хорошо оборудованные цеха. Поэтому, даже если иностранные производители и ошибаются относительно качества и оснащенности наших сервисных станций, повторимся: разбавление таких материалов растворителем недопустимо.
А нельзя этого делать по следующей причине: в них и так присутствует достаточно большое количество сольвентов, которые при сушке испаряются. Для их испарения необходимо определенное время. Добавление же растворителя значительно сокращает срок сушки, и сольвенты попросту не успевают улетучиться. При этом верхний слой, естественно, полимеризуется быстрее, образуется пленка, препятствующая испарению «летучки» из еще жидких фракций, расположенных в нижних слоях (не забывайте, что наносятся такие материалы одним толстым слоем), и это приводит к образованию на поверхности лакокрасочного покрытия всем известных дефектов.
Кстати, подобный эффект наблюдается и на невысоконаполненных эмалях, и даже на алкидных. Часто маляры первый слой наносят краской с нормальной вязкостью, а последующий делают пожиже, как говорится, для разлива. Машина получается очень красивой, яркой, но выезжает из камеры уже матовой — образующаяся на поверхности тонкая пленка из избыточного растворителя, вследствие неравномерности сушки слоев препятствует образованию глянца. Поэтому не советуем любителям добавлять слишком много растворителя. Может, разлив мы и получим, но глянец потеряем наверняка.
Возвращаясь к общей характеристике акриловых материалов, заметим следующее. Как уже было сказано, длинные молекулярные цепочки сшиваются в процессе химической реакции между молекулами смолы и молекулами отвердителя (совсем не хочется использовать трудно выговариваемое и кургузое нерусское слово), поэтому полимеризация в принципе может идти без доступа воздуха, в закрытом объеме и при низких температурах. Хотя надо учитывать, что скорость реакции прямо зависит от температуры: при низкой сшивание идет значительно медленнее.
Мы знаем, что + 60 оС — оптимальная температура полимеризации в камере. Минут за 40–60 при такой температуре все необратимые реакции закончатся, и машина будет готова к выдаче клиенту.
В пользу акриловых материалов свидетельствует и тот факт, что они поддаются почти 100 %-ной оптической очистке. Полиизоционаты (пришлось-таки сломать язык), кстати, тоже практически полностью прозрачны. Это позволяет колористам спокойно подбирать цвет ремонтируемых покрытий, не делая поправок на желтизну лака.
Основным же модификатором является полиуретан, способствующий увеличению слоя. Кроме того, он придает эмали более высокую износостойкость за счет увеличения пластичности — лакокрасочная поверхность лучше противостоит летящим из-под колес камушкам (от здоровенных булыжников он, конечно, не спасет).
На сегодняшний день в отечественном автомобильном производстве в тех случаях, когда речь идет о покраске на конвейере, акриловые материалы не применяются. Правда, используется акриловый 1-К молочный лак в системе «база — лак без отвердителя», полимеризующийся за счет высокой температуры сушки. В России 2-К акриловых лаков и красок на конвейерном производстве нет.

Современная классификация
Все мы знаем эти волшебные аббревиатуры: LS, MS, HS, UHS. Они говорят о концентрации полимера в лакокрасочном материале. LS (Low Solid) — концентрация низкая, материалы низконаполненные, т. е. в них содержится малое количество сухого вещества; MS (Medium Solid) — средненаполненные, содержание сухого вещества среднее; HS (High Solid) — высоконаполненные, содержание сухого вещества высокое; ну а что такое UHS (Ultra High Solid),(или, в некоторых системах Very High Solid) мы думаем, вы без труда догадаетесь сами.
Понять, что подразумевается здесь под различной степенью концентрации, поможет простой пример: насыплем сахар или соль в воду и попробуем их растворить. До определенного момента они будут растворяться, потом раствор достигнет стадии перенасыщения и произойдет его кристаллизация. Более эффективного растворителя для сахара или соли, чем вода, не существует: мы не можем добавлять в кристаллизовавшийся раствор еще какое-либо вещество и продолжать растворять сахар или соль.
С полимерами немного другая история. Для них существуют более эффективные растворители, и их применение позволяет существенно повысить концентрацию «сахарного сиропа». Отсюда и пошли низко-, средне- и высоконаполненные материалы (рис. 1).
Рисунок 1
Изображение
Поэтому, по большому счету, «развитие красок» в последние лет 10 сводилось не к развитию самих красок как таковых, а к развитию и совершенствованию растворителей (имеется в виду не то, что мы наливаем, а то, в чем растворен полимер).

Часто спрашивают: чем отличается нанесение акриловой краски от нанесения акрилового лака? Отвечаем не задумываясь: никакой разницы нет, поскольку, грубо говоря, акриловая эмаль — это фактически тот же самый акриловый лак (у них общее связующее), только содержащий цветной пигмент. Поэтому и принципы работы, и температура сушки, и нанесение, и все остальное у них идентичны.
Иной раз приходится слышать не совсем грамотное выражение: «акрил под лаком». Это все равно что «масло масляное» — совершенно непонятно, о чем речь. Никакого смысла так делать нет, потому что и глянец, и пленка абсолютно одинаковые, что у акриловой эмали, что у акрилового лака. Единственный случай, когда использование данного приема оправданно, — это при выполнении ремонта пятном. И в основном — для красок с высокой флотацией пигмента (процесс, при котором различные пигменты в зависимости от своего удельного веса занимают различное положение в слое краски). Негативные моменты особенно ярко проявляются у сложных эмалей, состоящих из большого количества (от 8 до 10) цветовых пигментов: белые, поскольку они самые тяжелые, сразу падают вниз, а купорос (он самый легкий) тут же всплывает вверх.
Выполняя ремонт пятном, методом плавного перехода, мы вынуждены некоторые краски разводить очень жидко (при переходе растворитель добавляется в соотношении где-то 5 : 1), поэтому, в растягиваемом нами тонким слоем клине добиться равномерного распределения пигментов практически невозможно: вследствие флотации пигменты точечно всплывают на поверхность. Мы тащим клин дальше и дальше, а у нас получается один и тот же эффект. Причем сначала его нет, но после испарения растворителя он проявляется в полной мере.
В этом случае «акрил под лаком» вполне приемлем. Понятно, что основа у нас одна и та же, поэтому, чтобы сгладить зону ремонта, вместо последнего слоя краски прямо на этот безобразный напыл мы можем положить лак. <.em>

И совершенствовались они совсем не для того, чтобы малярам работалось легче. Опять же бравые экологи выказали свое неудовольствие в связи с неэкологичными низконаполненными материалами.
Возьмем широко распространенные десятилетие назад LS-материалы. Все мы помним, что наносить их надо было в три слоя (рис. 2),
Рисунок 2
Изображение
иначе добиться рабочего слоя краски в 50–60 мк на вертикальной поверхности не представлялось возможным. Если бы мы попытались получить такую толщину за один проход, у нас ничего не вышло бы — эмаль стекла бы на пол, и все. А что поделаешь: материал низконаполненный, молекулы крупные — гораздо более крупные, чем у MS или HS-материалов, и расположены куда реже (рис. 1), поэтому искомые микроны набираются только за три прохода, в среднем по 20 мк на каждый слой.
При такой работе огромное количество летучих веществ выделялось в атмосферу, что, конечно же, не устраивало вездесущих «зеленых» и не соответствовало тем экологическим стандартам, которые по их требованиям в массовом порядке принимались по всему миру (Россия в этот момент занималась своими, куда более серьезными делами).
Причем российское «невмешательство» в мировую политику вылилось даже в то, что и стандарты в этой сфере у нас диаметрально противоположны западным. Сухой остаток они считают в испарении летучих веществ (измеряется в граммах на литр), а по нашей системе и нашей методике крайне важное значение имеет содержание сухого вещества, наоборот, оставшегося на поверхности. Получается как всегда: они считают то, что улетело, а мы — то, что осталось. Что, скорее, свидетельствует о нашем неистребимом оптимизме, как в той популярной притче об «уже наполовину пустом или еще наполовину полном стакане воды».
Если же мы обратимся к фактическим цифрам, то увидим, что летучесть LS-материалов составляет порядка 820–840 г/л. Приплюсовывая к этому коэффициент переноса пистолета, который раньше был низкий — порядка 35–40 %, получаем, что от литра краски у нас не остается почти ничего. Основное количество материала или ушло в опыл, или в виде «летучки» испарилось в воздух.
Такая ситуация экологов не устраивала. Под воздействием мировых прогрессивных «зеленых» сил химики начали искать способ сделать материалы менее летучими. Появились растворители, которые позволили растворять полимер более эффективно, — краски MS. Только здесь надо понимать правильно: они не стали более густыми, нет. В том-то весь фокус и состоит, что при большей концентрации полимера вязкость материала не изменилась. Ведь если бы мы могли без конца перенасыщать раствор, то в конечном итоге получили бы шпатлевку.
Естественно, более концентрированной эмалью мы стали за один проход делать более толстый слой. MS рекомендуется наносить в два слоя (рис. 3)
Рисунок 3
Изображение
и достигать тех же 50–60 мк в два прохода: накладываем один, а через 15–20 минут — следующий.
Физические параметры материала не изменились, поскольку полимер остался один и тот же — акриловая смола, а вот летучесть существенно снизилась, в среднем до 600 г/л. Если смотреть по отечественной методике, то величина сухого остатка на поверхности у этих красок в зависимости от амбиций производителя колеблется между 35 и 55 %.

Высоконаполненные материалы
Но экологи опять не дают химикам покоя. И 600 г/л — много! Пришлось разрабатывать более совершенные растворители, но любой концентрации есть предел, поскольку получить 100 % сухого остатка в банке мы не можем — краска перестанет быть краской. Максимальный предел лежит где-то в районе 82 % (если судить по сухому остатку), чего удалось достичь при разработке современных высоконаполненных UHS-материалов. Выше наполнить материал просто невозможно.
Естественно, данные эмали обладают физическими свойствами, несколько отличающимися от свойств LS- и MS-материалов. Почему? Дело в том, что у высоконаполненных материалов концентрация полимера настолько высока и система создается настолько напряженной (на единицу объема приходится огромное количество молекул, упакованных как шпроты в банке), что это уже не может не повлиять на вязкость, и данный факт надо непременно учитывать при работе с HS- и UHS-материалами.
Если у LS- и MS-материалов мы не заметим изменения вязкости при изменении температуры, то у высоконаполненных материалов она ощутима. Наглядный пример: покроем машину в зимнее время холодным лаком. У нас великолепный разлив, все просто супер, но стоит нам выйти из камеры и включить сушку, как вся красота стечет на пол. А получается так потому, что, пока лак был холодным, молекулы располагались близко друг к другу, но стоило температуре повыситься, как молекулы начали стремительно двигаться, удаляясь друг от друга (вспомните школу, тепловое расширение, концентрация-то у нас ого-го, близка к 80 %!), вязкость уменьшилась и лак стал более текучим. Отсюда мораль: на холодном HS- или UHS-материале мы никогда не сможем увидеть реальную картину разлива и, как следствие, не предугадаем, что у нас получится в результате окраски. Нам всегда будет казаться, что присутствует шагрень, захочется разлить больше, а к чему это приведет, мы уже сказали.
Пока лак холодный, все отлично, но стоит ему нагреться, как он сразу потечет. Рекомендация здесь одна: всегда доводите HS- и UHS-материалы до оптимальной рабочей температуры.
Это первая особенность высоконаполненных материалов. Вторая проявляется при сушке. Мы знаем, что HS- и UHS-материалы наносятся одним толстым слоем, причем они реально однослойные. Тонкий нижний слой, который мы видим на рис. 4,
Рисунок 4
Изображение
нужен нам не для того, чтобы в два прохода набрать необходимую толщину в 50–60 мк, как на MS-материале, — совсем нет. Мы его делаем весьма условно. Это такой туманообразный напыл, необходимый только для того, чтобы материал первично впитался в подложку. Ведь любой материал, во всех системах, всегда несколько пропитывает подложку, для того чтобы создать более эффективную связку. А впитавшись внизу, он, естественно, просядет сверху. Вот для того чтобы эта микропросадка и не была заметна на поверхности лакокрасочного покрытия, мы и делаем едва ощутимый нижний тонкий слой, и буквально сразу, без выдержки, наносим главный.
Именно эта однослойность высоконаполненных материалов как раз и привносит некоторые изменения в процесс их сушки. Невысоконаполненные материалы мы наносим в несколько слоев, оставляя 10–15 минут между слоями на испарение летучих сольвентов. Нанеся последний слой, мы делаем такую же паузу, прежде чем включаем сушку.
Совсем друга история с HS- и UHS-материалами. Производя экспресс-ремонт отдельных деталей, при котором мы обливаем автомобиль не целиком, сушку нужно включать сразу. У нас же, по большому счету, один слой, толстая 50-микронная масса (а в жидком виде — и все 100 мк), висящая на машине. Мы просто обязаны ее сразу же хорошенько прогреть, иначе она будет выветриваться неравномерно. В верхних слоях молекулярные цепочки сошьются (полимеризация пройдет быстрее), а внизу останется приличный объем жидких фракций, сольвенты из которых устремятся наружу, разрушая образовавшуюся на поверхности пленку. В результате — всем хорошо знакомое кипение (рис. 5).
Рисунок 5
Изображение
Сразу возникает вопрос: а как быть с полной окраской? Ведь пока мы обойдем всю машину и вернемся в исходную точку, растворитель из нее уже почти выветрится. Здесь, наоборот, надо проводить более длительную продувку, чтобы все летучие вещества равномерно испарились до того момента, как начнется нагревание. Высоконаполненным лакам специально придаются такие свойства — в открытом виде они могут стоять минут 20–25.
Поэтому, если дело касается полной окраски, то не менее 20 минут мы должны оставлять на продувку при хорошей вентиляции и рабочей температуре. Под хорошей вентиляцией подразумевается равномерное движение воздуха в зоне покраски со скоростью примерно 0,3–0,4 м/с. Объемы прогоняемого воздуха зависят от объема кабины, где-то не менее 18 000 кубов. Чем хуже вентиляция и ниже температура, тем больше времени потребуется.
В связи с этим — слово по поводу распространенного дефекта, допускаемого многими малярами. Нередко вечером, под самый конец смены, когда мастер спешит домой, чтобы не терять времени завтра или не ждать окончания сушки сегодня, он нагревает камеру, где стоит окрашенная машина, до рабочей температуры и выключает ее, думая, что автомобиль спокойно высушится и в его отсутствие. Утром же взору предстает ужасная картина (причем во всех случаях одна и та же): крыша, капот и крышка багажника закипели. На вертикальных деталях дефект не проявляется, а все горизонтальные портятся. Это происходит по самой банальной причине: из-за плохой вентиляции или ее отсутствия растворители образуют на верхней поверхности сохнущих деталей пленку, которая не дает лакокрасочному покрытию высыхать равномерно. На вертикальных деталях этот дефект практически не проявляется, так как на горизонтальной поверхности эта пленка более выражена.
Отдельно надо сказать о сушке самых современных UHS-материалов. Для их сушки желательно задавать температуру даже не + 60 оС, а все + 70 оС. Потому что, опять же, мы накладываем их в один толстенный слой, материал сверхнаполнен и его надо сразу резко прогреть по всей толщине, чтобы избежать кипения.

Толщина рабочего слоя
В процессе нашего повествования мы много говорили о толщине рабочего слоя акриловой эмали. Конечно, мы не призываем замерять ее во время покраски линейкой или каким-либо другим инструментом. Все современные окрасочные пистолеты позволяют маляру легко добиваться необходимой толщины, особенно не задумываясь над тем, как ему соблюсти эти пресловутые 50–60 мк. Но необходимо помнить, что нанесение большего количества материала, чем того требует технология, чревато весьма распространенными проблемами.
Некоторые мастера сознательно делают слой толще — с прицелом на последующую полировку. Так делать категорически нельзя, поскольку полимер в этом случае сошьется некорректно, и вместо ожидаемого эффекта мы получим совершенно противоположный. Сколько бы мы потом ни полировали материал, он все равно через какой-то срок будет матоветь. А что вы хотите? Молекулярные цепочки сшились неправильно, твердость пропала, поэтому ни о каком глянце и речи быть не может.

Превышение рабочей толщины акриловых грунтов, так же как и превышение рабочей толщины акриловых лаков, приводит к целому ряду проблем. Для грунтов несоблюдение технологии чревато просадкой материала.

Для того чтобы сделать запас по толщине в расчете на последующую полировку, особенно когда мы имеем дело с красками с ярко выраженной флотацией (темно-синие, белые, черные и т. д.), лучше вместо одного толстого слоя нанести несколько более тонких. Ведь в любом случае, полируя, с десяток микрон мы спилим, и если в этих микронах окажутся пигменты определенного цветового тона, то на лакокрасочном покрытии легко могут образоваться пятна совершенно незапланированного и непонятного оттенка. Нанесение нескольких тонких слоев позволит этого избежать.
Ни в коем случае нельзя забывать и о том, что акриловая эмаль, в отличие от алкидной, состоит из двух частей — лака и отвердителя. Отвердитель — это, как и акриловый полимер, полиизоционат (химическое вещество для сшивания молекулярных цепочек). Поэтому превышение его количества чревато: материал, в который мы перелили отвердитель, не высохнет никогда и ни при каких условиях, потому что количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого полимера. Данный эффект, кстати, проявляется и в случае, когда концентрация лака не соответствует концентрации полиизоционата.
Применяя HS-лак, надо помнить, что сухого остатка в нем порядка 80 %, т. е. молекул набито столько, что они в банке аж трещат. И если смешать лак с низконаполненным материалом, то нам просто не хватит сшивающего материала, чтобы корректно провести процесс полимеризации. То же самое произойдет и в прямо противоположном случае: LS-лак и высоконаполненный отвердитель. Количество сшивающего материала больше, следовательно, корректной полимеризации ждать не стоит.

«Быстрые» и «медленные»
Но нас всегда подгоняет время, нам нужно любым способом ускорить процесс ремонта, что в конечном итоге толкает нас на совершение одной и той же ошибки. При любых мало-мальских изменениях температуры или вязкости мы добавляем большее количество растворителя, для того чтобы добиться лучшего растекания. К чему это приводит, уже сказано.
Чтобы избежать подобных проблем, производители ремонтных лакокрасочных систем предлагают «быстрые» и «медленные» растворители и отвердители соответствующей концентрации: HS, LS и UHS. Для каждого из них существует определенная температура окружающей среды, при которой его использование оптимально.
То есть в любой линейке материалов, предназначенной для нашего умеренно-холодного климата, присутствуют растворители и отвердители трех температурных градаций. Первая: + 15–20 оС. Нанесение акрилов не предполагается при температуре ниже + 15… + 20 оС, что вызывает гомерический хохот у маляров, которым приходится красить в любых условиях, если только сосульки с потолка не свисают. Вторая: + 20… + 25 оС. Это идеальные условия для покраски. И третья: выше + 25 оС.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что разлив материала, его полимеризация, кипение, сшивание и пр. прямо зависит от температуры, при которой происходят эти процессы. Но нас интересует в первую очередь вязкость, поскольку она в значительной степени влияет на разлив. Поэтому, чтобы добиться необходимой нам вязкости, нужно не уменьшать либо увеличивать количество растворителя или отвердителя, произвольно варьируя их содержание в наносимой эмали, а использовать специальные материалы в зависимости от их температурной градации.
«Быстрые» растворители (для + 15… + 20 оС) имеют очень высокий коэффициент испарения, поскольку перед ними стоит задача как можно скорее высушить поверхность. Чтобы она быстрее полимеризовалась, сольвенты «вылетают» из нее практически мгновенно.
У «средних» (+ 20… + 25 оС) все среднее, а вот у «медленных» коэффициент испарения низкий. Вследствие чего они идеально подходят для применения при высоких температурах (выше + 25 оС). К слову, есть растворители и для температуры выше + 40 оС, но в России, как вы понимаете, они не нужны.
Так вот, «быстрые» системы при стандартной температуре высыхают за гораздо меньший срок. Если в жару мы берем обыкновенный MS-лак и наливаем в него «быстрые» растворитель и отвердитель, то получаем «экспресс-систему». При этом кипения не происходит, так как растворитель улетучивается быстро, однако возникает одно «но»: полностью пропадает разлив. Поэтому полировки нам не миновать, хотя это и не составит особого труда. Покрытие получается твердое, не «тянучее», а временные затраты на полировку с лихвой окупаются сокращением времени сушки.
Если же перед нами стоит дорогущая машина, то малярное ремесло мы должны превратить в малярное искусство. В этом случае ни о каком ускорении сушки и речи быть не может. Времени у нас навалом, а хозяин такого автомобиля деньги за работу платит не скупясь, поэтому нам важно добиться хорошего разлива, чтобы потом меньше полировать (ведь все равно придется). Здесь нам надо выбрать адекватную систему. Какую? Дело в том, что разлив эмали прямо зависит от растворителя (отвердитель на него почти не влияет), потому что активная полимеризация при + 20 оС начинается минут через 10–15.
Таким образом, если у нас какая-то объемная работа либо мы хотим разлить горизонтальную деталь или же просто уменьшить шагрень, вполне допустимо (и даже рекомендуется) не наливать растворителя больше или меньше положенного количества, а взять более «быстрый» или более «медленный» растворитель.
При стандартных условиях, с отвердителем для + 20… + 25 оС с целью ускорить процесс мы можем взять более «холодный» растворитель (для + 15… + 20 оС). Для достижения лучшего разлива при тех же условиях нам больше подойдет более «жаркий» (выше + 25 оС). Причем у нас есть полная гарантия, что система не закипит, поскольку она будет медленно испаряться, полимеризуясь в оптимальных условиях.
Но прыгать через ступеньку (рис. 6) запрещено.
Рисунок 6
Изображение
И даже не просто запрещено, а запрещено категорически. Подобный переход приведет к закипанию, потому что применены материалы несоответствующих температурных градаций. Если в низкотемпературную систему с низкотемпературным отвердителем налить «жаркий» растворитель, лакокрасочный материал незатвердевающей лужей растечется по детали, и пленка на поверхности будет образовываться очень долго.
В противоположном варианте («жаркая» система и низкотемпературный растворитель), наоборот, начнется резкая полимеризация верхних слоев, за которой не успеют нижние, что приведет, наоборот, к разрыву пленки.

При выборе отвердителя и растворителя следует руководствоваться также и размерами обрабатываемой детали, поскольку площадь и место ее расположения (горизонтальная или вертикальная) сильно влияют на разлив. Поэтому надо четко следовать всем рекомендациям производителя ремонтных лакокрасочных материалов.
Завершая разговор о растворителях, имеет смысл сказать несколько слов и по такому поводу. Практически у любого производителя ремонтных красок есть некоторые эффектные эмали, в которых — чего греха таить! — металлические пластинки при высыхании укладываются некорректно. Факт неоспоримый, но только, уважаемые господа мастера кузовного ремонта, не надо оправдывать этим свои промахи!
Да, такие материалы встречаются, и что самое обидное, их нельзя «разжижить» растворителем: уйдет цвет — металлические пластинки упадут на дно, а пигменты всплывут. Уменьшать количество растворителя тоже нельзя: пластинки не смогут раствориться в эмали, покрывной лак их не укроет, и они будут колючками торчать на поверхности ЛКМ (рис. 7).
Рисунок 7
Изображение
Из этого, опять же, следует, что нельзя по своему разумению добавлять или уменьшать количество растворителя (не побоимся повторить это в сотый раз). Данная ошибка наиболее распространенна. Оптимально в этом случае использовать «сверхмедленные» растворители — они присутствуют в каждой линейке и ими можно красить в любых условиях.

Антисиликон
Любой серьезный производитель ремонтных лакокрасочных материалов имеет в линейке своей продукции интересный материал под названием антисиликон. Хочется сразу предостеречь сервисменов от чрезмерного злоупотребления антисиликоном: во-первых, при его добавлении покрытие становится непригодным для последующего ремонта, а во-вторых, если он хотя бы раз был использован в мастерской, то кузовной участок в прямом смысле слова «подсаживается» на нее, как наркоман на иглу.
Мы не рассматриваем случай, когда клиент перед ремонтом натер машину «черепашкой», а мы этого не заметили и покрасили автомобиль. У нас все в кратерах, и мы готовы отдать клиенту столько же денег, сколько он заплатил, лишь бы он поскорее убрался от нас восвояси. Да, в этой ситуации антисиликоновая добавка оправданна, но во всех остальных ее применение неосмотрительно, если не сказать — вредно.
Вот что происходит: антисиликон содержит эмульгированные жиры. При его добавлении в краску происходит химическая реакция, в ходе которой антисиликоновый состав эмульгируется в краску в виде технического жира. Краска сама становится жирной, и когда мы красим ею по жиру, у нас все прекрасно схватывается. Что же творится дальше? А дальше эта зараза растаскивается по всему оборудованию: пистолет мы моем в кювете — подошел другой маляр, помыл и тоже «заразился». Концентрированность добавки настолько велика, что как бы хорошо мы ни промывали инструмент, вычистить ее изнутри просто не представляется возможным. Не забывайте: в каналах пистолета так много царапин и различных рисок (от того же ершика, которым мы чистим инструмент), куда забивается присадка, что полностью обезжирить их у нас не получится никогда.
С окрашенной же поверхности через шлифбумагу антисиликон распространяется по всей сервисной станции. В результате все вокруг становится настолько загрязненным, что качественно работать без добавки мы уже не в состоянии.
Поэтому, если вы все-таки решили применить эту присадку, пожелание одно: используйте самый «убитый» пистолет, найденный вами в дальнем углу цеха, и после использования туда же его и засуньте. А после шлифования сразу же абразивы, выбрасывайте даже стертые не до конца, и не дай вам бог потереть ими какую-либо другую поверхность, где антисиликона не было.

Возвращаясь к эволюции ЛКМ
Все было бы хорошо, если бы и сегодня продолжали красить так, как красили лет 10 назад, когда «металлики» попадались крайне редко. Сегодня акрил в чистом виде уже не встречается. Сегодня большинство лакокрасочных покрытий, даже неэффектных, все равно двух стадийные (в некоторых источниках они называются двухслойными или двухсистемными): первый слой — базовый, вторым наносится лак. Поэтому база несет только одну функцию — декоративную.
Можно годами дискутировать о том, что «серебрянка» значительно меньше подвержена коррозии за счет содержащегося в ней металла, — вы прекрасно знаете, что «серебрянка» гниет точно так же, как и простая краска, и ничуть не медленнее. База — это просто декоративная подложка, не влияющая на износостойкие качества ЛКП. Двухстадийными покрытия делают, только для придания им большей эффектности, декоративности и, если можно так сказать, объемности.
Вы прекрасно помните те времена, когда «металлики» продавались в одной банке и только под лупой можно было установить, что покрытие содержит металлические включения. Это и понятно. Когда все «в одном флаконе», добиться такого эффекта который дает настоящая двухстадийная краска очень сложно.
Другое дело — двухслойные материалы. С ними можно, что называется, играть: пропуская свет через лак, преломляя его, придавая различные свойства базовой подложке, мы делаем ЛКП неповторимым и сказочно красивым.
Надо заметить, что все пигменты, наверно, со времен Ивана Грозного практически не изменились. Наполнители — да, изменились: сегодня это акриловая смола, а вот, например, цинковые белила как были 400 лет назад цинковыми белилами, так ими и остались. Если же мы хотим получить красноватый оттенок, то, как и прежде, добавляем «медяшек».
Неоднородная краска состоит из трех частей: а) пигмент, б) связующее, в) сольвент. Если краску регулярно не перемешивать, то пигмент осядет на дно, связующее окажется сверху, а сольвенты испарятся.

Источник: http://abigor.dem.ru/txts/evol.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эволюция автомобильных красок
СообщениеДобавлено: 06 дек 2013, 10:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 дек 2011, 11:19
Сообщений: 497
Очков репутации: 10

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Прочитал с большим интересом. Спасибо за статью :)
Расстроился. Понял, что лак на моем Додже не высохнет никогда... Надо смывать... :%)
С другой стороны так и не понятно, как японцы добиваются классного покрытия своим TS-13 лаком без шагрени. Ведь много раз видел по видео, сам такого эффекта еще ни разу не получил.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эволюция автомобильных красок
СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 17:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 сен 2018, 14:41
Сообщений: 682
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66
bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66bpn66


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эволюция автомобильных красок
СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 17:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 сен 2018, 14:41
Сообщений: 682
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
audiobookkeeper.rucottagenet.rueyesvision.rueyesvisions.comkinozones.rulaserlens.rumedinfobooks.rump3lists.ruspicetrade.ruspysale.rustungun.rulargeheart.ru
lasercalibration.rulaserpulse.rulaterevent.rulatrinesergeant.rulayabout.ruleadcoating.ruleadingfirm.rulearningcurve.ruleaveword.rumachinesensible.rumagneticequator.rumagnetotelluricfield.ru
mailinghouse.rumajorconcern.rumammasdarling.rumanagerialstaff.rumanipulatinghand.rumanualchoke.runameresolution.runaphtheneseries.runarrowmouthed.runationalcensus.runaturalfunctor.runavelseed.ru
neatplaster.runecroticcaries.runegativefibration.runeighbouringrights.ruobjectmodule.ruobservationballoon.ruobstructivepatent.ruoceanmining.ruoctupolephonon.ruofflinesystem.ruoffsetholder.ruolibanumresinoid.ru
onesticket.rupackedspheres.rupagingterminal.rupalatinebones.rupalmberry.rupapercoating.ruparaconvexgroup.ruparasolmonoplane.ruparkingbrake.rupartfamily.rupartialmajorant.ruquadrupleworm.ru
qualitybooster.ruquasimoney.ruquenchedspark.ruquodrecuperet.rurabbetledge.ruradialchaser.ruradiationestimator.rurailwaybridge.rurandomcoloration.rurapidgrowth.rurattlesnakemaster.rureachthroughregion.ru
readingmagnifier.rurearchain.rurecessioncone.rurecordedassignment.rurectifiersubstation.ruredemptionvalue.rureducingflange.rureferenceantigen.ruregeneratedprotein.rureinvestmentplan.rusafedrilling.rusagprofile.ru
salestypelease.rusamplinginterval.rusatellitehydrology.ruscarcecommodity.ruscrapermat.ruscrewingunit.ruseawaterpump.rusecondaryblock.rusecularclergy.ruseismicefficiency.ruselectivediffuser.rusemiasphalticflux.ru
semifinishmachining.rutacticaldiameter.rutailstockcenter.rutamecurve.rutapecorrection.rutappingchuck.rutaskreasoning.rutechnicalgrade.rutelangiectaticlipoma.rutelescopicdamper.rutemperateclimate.rutemperedmeasure.ru
tenementbuilding.ruultramaficrock.ruultraviolettesting.rujobstress.rujogformation.rujointcapsule.rujointsealingmaterial.rujournallubricator.rujuicecatcher.rujunctionofchannels.rujusticiablehomicide.rujuxtapositiontwin.ru
kaposidisease.rukeepagoodoffing.rukeepsmthinhand.rukentishglory.rukerbweight.rukerrrotation.rukeymanassurance.rukeyserum.rukickplate.rukillthefattedcalf.rukilowattsecond.rukingweakfish.ru
kleinbottle.rukneejoint.ruknifesethouse.ruknockonatom.ruknowledgestate.rukondoferromagnet.rulabeledgraph.rulaborracket.rulabourearnings.rulabourleasing.rulaburnumtree.rulacingcourse.ru
lacrimalpoint.rulactogenicfactor.rulacunarycoefficient.ruladletreatediron.rulaggingload.rulaissezaller.rulambdatransition.rulaminatedmaterial.rulammasshoot.rulamphouse.rulancecorporal.rulancingdie.ru
landingdoor.rulandmarksensor.rulandreform.rulanduseratio.rulanguagelaboratory.rufactoringfee.rufilmzones.rugadwall.rugaffertape.rugageboard.rugagrule.rugallduct.ru
galvanometric.rugangforeman.rugangwayplatform.rugarbagechute.rugardeningleave.rugascautery.rugashbucket.rugasreturn.rugatedsweep.rugaugemodel.rugaussianfilter.rugearpitchdiameter.ru
geartreating.rugeneralizedanalysis.rugeneralprovisions.rugeophysicalprobe.rugeriatricnurse.rugetintoaflap.rugetthebounce.ruhabeascorpus.ruhabituate.ruhackedbolt.ruhackworker.ruhadronicannihilation.ru
haemagglutinin.ruhailsquall.ruhairysphere.ruhalforderfringe.ruhalfsiblings.ruhallofresidence.ruhaltstate.ruhandcoding.ruhandportedhead.ruhandradar.ruhandsfreetelephone.ruhangonpart.ru
haphazardwinding.ruhardalloyteeth.ruhardasiron.ruhardenedconcrete.ruharmonicinteraction.ruhartlaubgoose.ruhatchholddown.ruhaveafinetime.ruhazardousatmosphere.ruheadregulator.ruheartofgold.ruheatageingresistance.ru
heatinggas.ruheavydutymetalcutting.rujacketedwall.rujapanesecedar.rujibtypecrane.rujobabandonment.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 10 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

cron
Яндекс.Метрика
Flag Counter
21.02.2013 Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB